В. В. Азарова, доктор искусствоведения

О единстве содержательного комплекса произведений А. Изосимова: симфонические образы "Лики"


    В творческой лаборатории А. Изосимова вокально-симфонический жанр сохраняет значение целостного концепционного высказывания, объединенного музыкально-драматургическим замыслом. Начало 1980-х годов - время профессионального становления таланта композитора, формирования его музыкального стиля. К основным консерваторским сочинениям относятся симфонические образы "Лики" (1984) для низкого женского голоса и большого оркестра, в 3-х частях; стихи Арсения Тарковского.
    Произведение привлекает внимание художественно убедительной системой образов, самобытным интонационно-тематическим материалом, яркостью темброво-ритмических "персонажей", совершенством конструктивного решения цикла. Особенности музыкального языка обнаруживают оригинальность музыкального мышления композитора. Определяющие качества музыки А. Изосимова - огромная внутренняя самоотдача и духовная сила, за которыми как на рубеже XX - XXI веков, так и в настоящее время видится интеллектуально-философский мир художественных ценностей. Следуя намеченному в "Ликах" пути и тщательно оберегая этот духовный мир, композитор продолжил восхождение к новым вершинам творчества.
    Часть I. "Избранник". В глубине музыкального текста, раскрывающего широкий диапазон смысла этой пьесы, заложен характерный содержательный комплекс, проступающий на композиционном уровне. Для разностороннего показа мира образов прошлого и настоящего композитором создан глубокий образ-символ - Избранник. Это образ этической значимости: "духовный луч света, дошедший до нас из бесконечности" (А. Швейцер. "Жизнь и мысли", М., Республика, 1996, с. 498). Вместе с тем, образ-символ Избранника - носитель смысловой константы: "непосредственное понимание красоты" (определение Ф. М. Достоевского).
    Часть II. "Скоморох". Семантический уровень художественного замысла этой пье-сы включает, с одной стороны, фольклорные элементы; в музыке активизированы полюса стилевого притяжения, связанные с балетно-симфоническими образами И. Стравинского ("Петрушка", "Пульчинелла") и шире - с традициями отечественной классической и современной музыки. С другой стороны, индивидуально неповторимый фактурно-динамический план звуковой ткани "Скомороха" формирует основной содержательный комплекс, связанный с гротескно-заостренным музыкальным воплощением образа юродства (скоморох); этому образу сопутствует эмоциональное переживание скорби.
    Принципом развития музыкального материала является вариантность, проявляющаяся на уровнях лада и ритма: лаконичная эквиритмическая фигура выполняет формообразующую функцию во всех частях композиционного целого: ведущая драматургическая роль ритма служит динамизации процесса сквозного симфонического развития музыкальной ткани.
    Не имеющая связей с образно-смысловыми мотивами I и III частей, центральная часть симфонического триптиха объединена с обрамляющими ее частями глубинным музыкально-драматургическим замыслом и конструктивно-музыкальными средствами музыкальной выразительности. Семантические аспекты музыкального текста (II ч. "Скоморох") подчинены принципу контраста, основанному на сопоставлении гротесковых и скорбно-трагических образов. Ключевой содержательный комплекс этой час-ти формируется на пересечении антитез смысла: очевидного (явного), с одной стороны, и - невысказанного (потаенного), с другой стороны. Эти антитезы образуют логический композиционный центр в системе универсальных духовных взаимосвязей всего произведения.
    Часть III. "Возлюбленная". Музыка заключительной пьесы цикла включает стихотворный текст Арсения Тарковского. Поэтические строфы (в исполнении низкого женского голоса) носят характер развернутых цитат, обобщающих развитие идей и образов всего произведения и выступающих определителями (смысловыми ориентирами) лирико-психологического содержания музыкально-драматургической концепции.
    Семантическими аспектами словесного текста являются универсальные векторы мирового пространства и времени: ": из камней Шумера, / из пустыни аравийской, / из какого круга памяти :". Эти ориентиры позволяют ощутить вневременной характер переживания человеком чувства любви.
    Музыка А. Изосимова тонко передает эмоциональное напряжение мира неизбывной любви, запечатленного в стихотворении Арсения Тарковского. Явные и одновременно словно отраженные в прошлом, образы любви в рассматриваемом произведении А. Изосимова складываются в сложное характеристическое целое. Развернутое вокально-симфоническое развитие получает обобщенный музыкальный образ, который условно можно обозначить как отраженные образы любви. Этот образ раскрывается композитором в процессе взаимодействия вокальной и оркестровой партий. В Adagio, предшествующем завершающему разделу всей композиции, как и в последних фразах вокальной партии ("Я не знаю <...> как сложить заклятье..."), композитор усиливает эмоциональную составляющую музыкально-психологического подтекста основного содержательного комплекса. Этим обусловлено завершение всего произведения в трагедийном плане.
    В симфонических образах "Лики" А. Изосимовым было достигнуто гармоничное равновесие в музыкальном соотношении лирического и трагедийно-гротескового драматургических полюсов. Основные содержательные аспекты этого произведения получили яркое образно-пластическое выражение в музыке каждой из трех частей. Художественный результат концептуального воплощения крупной формы открыл новые возможности развития избранного композитором содержательного комплекса, неисчерпаемого по глубине.
28.06.2008г.
КОМПОЗИТОР
 
 
«Земля без Человека - сирота,
Человек без Земли - пустота,
Человек без Земли не найдет любовь,
Земля без Человека потеряет путь».
А.Изосимов
 
 
Фотокомпозиция
Яндекс цитирования © 2008-2023, Makarov S. Для оформления сайта использовались картины Сабира и Светланы Гаджиевых.