Второй струнный квартет Александра Изосимова, прозвучавший впервые 23 мая в исполнении «Авангард-квартета» в концертном зале Дома композиторов на международном фестивале «Петербургская Музыкальная Весна» взволновал, как музыкантов профессионалов, членов Союза композиторов, так и рядовых петербуржцев, слушающих музыку от случая к случаю. Поступившие на сайт композитора отзывы отличаются глубиной постижения и манерой изложения, в зависимости от степени вовлеченности в современную музыку. Их объединяет душевный резонанс, который можно вызвать только чем-то действительно подлинным, задевающим внутренее в человеке.
Маститый композитор Борис Тищенко обычно очень осторожный в оценке достоинств новых сочинений даже своих учеников, прослушав запись с концерта, отозвался весьма эмоционально: «Совершенно зрелое произведение! Очень хорошая музыка, в ней нет ничего лишнего, она правильно сконструирована. Все как надо. Неужели она так давно написана?» (Имея в виду то, что квартет сочинен был в 1991 г. молодым автором почти сразу после окончания Ленинградской консерватории).
Борис Иванович отметил также тонкую игру исполнителей.
Обычно музыканты неохотно говорят о музыке. Михаил Крутик, художественный руководитель «Авангард-квартета», скрипач и композитор нарушил традицию, выразив общее мнение:
- “Квартет Александра Изосимова - произведение, дающее исполнителям возможность продемонстрировать все выразительные средства, заложенные в этом жанре. Острота гармоний, ритмическое многообразие роднят эту музыку с квартетами Белы Бартока и Дьердя Лигети, выразительность, декламационность и патетика медленных частей напоминают об эстетике экспрессионизма. Квартет требует от исполнителей поистине виртуозного владения инструментом и большого опыта ансамблевой игры, так как представляет собой значительную сложность для исполнения, но работа над ним очень увлекательна и приносит большое творческое удовлетворение, думаю, что со мной согласятся все музыканты квартета“.
Трудно выразить словом, что производит впечатление совершенного. И особенно трудно, когда речь идет о музыке. Это красота! Но в чем она? Почему в одном случае можно говорить, что сочинение удалось, а в другом – нет? Почему в душе рождаются слова благодарности после услышанного?
Никто не знает, как сочинить талантливую музыку, иначе ее было бы больше. Талант – непостижим, как явления природы.
Стилистика квартета коренится в традиции австро-венгерской музыки, впитала веяния авангарда, расцвела собственными мелодическими откровениями. Обнаружить и изучить музыкальные произведения, затем привлечь к ним внимание культурной общественности задача музыковедов. Но важно услышать мнение и непрофессионалов. Их высказывания, подчас неожиданные, парадоксальные или наивные, но всегда искренние очень ценны.
- “Было ощущение, что музыка сама себя создает. Я не могла уснуть потом всю ночь. Очень хотелось написать статью о квартете, чтобы о нем узнали как можно больше людей. Я убеждена, что это произведение может стоять в ряду лучших квартетов”.
Наталья Макарова, преподаватель фортепиано.
- “Сначала Вы слышите звуки, которые могут Вас удивить, особенно, если Вы никогда не сталкивались с творчеством А. Изосимова и не слышали его произведений. Эти звуки буквально встают перед Вами, ничем не связанные между собой и лишённые всякой гармонии и мелодичности, но это же оказывает на Вас пробуждающий эффект. Вы просыпаетесь и направляете всё своё внимание туда, где рождаются эти звуки. Вы видите воодушевлённые лица исполнителей, которые с особой душевной теплотой и с симпатией к написанной музыке начинают её играть, и Вы начинаете понимать, что это только начало и Вы присутствуете на чём-то необычном. Чем дальше Вы слушаете, тем всё больше и больше понимаете, что Вы слышите не музыку, исполняемую струнным квартетом, а беседу четверых, где каждый имеет свой голос, высказывает своё мнение, другой подхватывает и развивает это дальше, третий возражает, четвёртый примиряет. Здесь всё живёт и движется. Звуки музыки то перетекают от одного к другому, то звучат одновременно, каждый на свой лад, то начинают кружиться в едином музыкальном хороводе. И Вы находитесь здесь же при этой волшебной беседе и вместе с музыкой перетекаете, звучите и кружитесь. А когда всё смолкает и звуки растворяются в тишине зала, Вы уже знаете, что-то, что вначале Вас так могло удивлять, пронизано от начала и до конца замыслом автора, его идеей музыкальным образом показать беседу четверых, и что так блестяще было воплощено музыкантами”.
Олег Богарев, инженер
- “Музыка А.Изосимова – подарок нам, слушателям, желающим подняться над обыденным и превзойти самих себя. Слушание квартета погружает в то, что запрятано у нас глубоко внутри, прорастая тысячью нитей через времена. До невероятности разрастается каждое мгновение, манит нас в незнаемое. Здесь и обособленность каждого, и острое чувство одиночества в чуждом для нас мире, и сопричастность, и связь со всем сущим. Стремительный полет и легкие касания-вспышки, которые изменяют нас, заставляя пуститься в странствия в глубины собственной души, ощутить собственную незавершенность.
Тот, кто способен услышать, добавляет к музыке самое существенно”.
Светлана Бродач, менеджер
Назначение истинного произведения искусства – рождать целительные силы, подобно молнии очищать и оживлять душевное пространство. Отсюда следует ответственность автора перед людьми.
Вот, что говорит композитор по поводу своего произведения.
- “В связи со Вторым квартетом у меня были сомнения. А хорошая ли эта музыка? Ведь прошло 19 лет с момента создания. За это время содержание произведения полностью ушло из памяти. Перед премьерой я так волновался, что до последнего момента не приглашал никого из друзей на концерт. И только, когда побывал на репетиции, немного успокоился. Впоследствии, слушая раз за разом запись, я смог убедиться, что сочинение удалось. Вышло так, что слушатели поняли это раньше, чем я сам. Очень благодарен музыкантам Михаилу Крутику, Виктории Вельковой, Алексею Богораду, Елене Григорьевой. Меня тронуло их серьезное, заинтересованное отношение к делу. И особенно дорого то, что они поддержали растерявшегося автора. Своей убедительной игрой они спасли мое произведение”.
Материалы подготовила совместно с автором музыковед Наталия Климова.