|
Дискография CD.
Произведения петербургского композитора Александра Изосимова (1958)представляют собой самобытное
явление в современном музыкальном искусстве. Оно не декларирует традиции, хотя какой-то частью близко им и не вполне
вписывается в стандарты и форматы авангарда, но о котором можно сказать, что оно исходит из духовных подоснов.
Среди наиболее значительных работ в творческом багаже - опера «Потерянный рай», Симфония, балет «Избранник» ,
40 вокальных произведений , объединенных в два крупных цикла «Песни прекрасного пришельца» и «Тетр. Песни,
которые мне спела во сне Земля», «Сопереживание Душе» для хора a капелла, «Иаония. Благодарность Жизнедателю»
для хора, органа и камерного оркестра, два струнных квартета, фортепианный цикл «Превращение».
Александр Михайлович Макаров, более известный как Изосимов, учился у Бориса Ивановича Тищенко
в Ленинградской консерватории, которую закончил в 1984 г. Важным этапом творческого пути стало осмысление, что
практически все сочиненное им в 80-е годы никуда не годилось. Это были слабые произведения, впоследствии уничтоженные
самим автором. Самокритика подтолкнула композитора продолжить обучение самостоятельно. То, что можно найти из
новейших партитур в Российской Национальной Библиотеке, было основательно изучено, однако, этого оказалось мало.
И лишь две поездки в Германию и Францию вначале 90-х открыли ему более широкий доступ к информации. Кроме музыки
Изосимова интересовала aнтропософски ориентированная духовная наука Рудольфа Штейнера.
Она оказала продуктивное влияние на творческое сознание, способствуя изобретению в 1993-м году
метода сочинения музыки, названного автором «дышащий лад». С оригинальной технологией на примере пьесы для фортепиано
Хамелеон познакомился Альфред Шнитке в Гамбургской консерватории, давший высокую оценку. Ободренный поддержкой
знаменитого мастера, Изосимов возвращается в Россию, где начинает новую для себя деятельность. Он читает
общедоступные лекции в Российской Национальной Библиотеке, готовит программы на Радио Петербурга по музыке второй
половины ХХ -го века. Конец 90-х годов был омрачен глубоким кризисом, вызванным "отравлением" от большого количества
прослушанной музыки авангарда и личной трагедией-гибелью 15-летнего сына. Потребовалось время, чтобы вернуться к сочинению.
Последующее десятилетие было ознаменовано творческой активностью. Одно за другим, композитор создает произведения
в двух направлениях "условно традиционном" и близким авангарду в технике «дышащего лада». Одни сочинения
адресованы филармонической публике, они сравнительно легко воспринимаются, другие требуют более развитого слуха
знатоков современных тенденций в искусстве. Однако оба направления объединены общим началом ярко выраженной музыкальной
индивидуальности. Пять инструментальных произведений, записанных на этом диске, созданы и исполнены в разное
время (1993-2006). Но прошло более десяти лет, прежде чем раскрылась глубина и художественный смысл их
объединяющий.
Музыка каждого из сочинений - это целый мир, в котором постепенно приоткрывается музыкальная
Вселенная композитора. В ней есть Человек, есть Христос, есть Свет и Тьма. Действие происходит повсюду - на Земле,
на Небе, в душе Человека. Вот как автор комментирует одно из своих сочинений: «Я вслушиваюсь в тишину уходящей ночи;
хочу понять бессловесный язык, на котором говорила душа, когда была облаком... Эти строки из моего стихотворения послужили
отправным моментом формирования замысла композиции “Когда душа моя была облаком”. В
музыкально-поэтической форме отражена жизнь человеческой души в доисторические времена до сотворения тела.
Вместо него было облако, обитая в котором , душа училась плакать, смеяться, танцевать, засыпать ...
Нечто невероятное в названиях, присущее лишь миру поэтической фантазии предоставляло мне неограниченные
возможности в реализации звуковых образов от, почти абстрактных до, очень конкретных.»
Примечателен и другой авторский комментарий к сочинению «Боги легконоги» инициированному отчасти строкой Ницше
«Хорошее легко, все божественное ходит нежными стопами», и отчасти строкой собственного стихотворения
«Небесные Девы в венках водят хороводы на облаках вечерней зари».
В композиции пишет автор «Разыгрывается маленький спектакль легконогих богов. В первом акте они парят в облаках, посылая
на Землю мягкий свет вечерней зари, во втором - затевают игры со светом и тенью, в третьем - надевают
злые маски и пускаются в пляс. Традиция рядиться в страшные маски бытовала во многих народных культурах,
но как там, так и здесь светлые ангельские глаза смеются сквозь щелочки карикатурной маски
над земной тяжестью». Побудительный импульс к сочинению Infernale композитор находит в сакральном тексте « Отче наш » Рудольфа Штейнера: « Правят Злы свидетели высвобождающейся Я-сущности, вину самостности , возвиненную другими, переживите в Хлебе насущном. Ибо человек отпал от Вашего Царства и забыл Ваши Имена - Вы Отцы на Небесах». Трагическое содержание текста этого стихотворения,- поясняет автор «воодушевило меня и подвигло к созданию музыки Infernale. В основу музыкального языка в качестве смысловой ячейки был положен пятизвучный комплекс: c-des-es-fes-ges из моего “дышащего лада” - взято только начальное состояние ладовой материи; отсутствие ладового движения в сторону просветления компенсируется активным ритмическим, фактурным, тембровым и динамическим преобразованием материала внутри мрачного герметичного пространства. Звуковой процесс протекает в семи стадиях. Я их обозначил для себя “мыслеформами”».
Все это воплощается с помощью открытого метода, особенность которого формулирует исследователь творчества композитора Наталия Климова: « “дышащий лад” - искусственный модус, способный регулировать жизненные процессы музыкальной материи: функции горизонтали и вертикали, гармонии и мелодии, тембра и фактуры, пространства и времени. Это материальная форма некого первообраза. В нем как в матрице, заключен ген живого роста музыкальной материи. Лад движется от сжатого " темного " состояния к расширенному "светлому", путем ротации малых и больших секунд внутри пятизвучных кластеров. Метод “дышащего лада”, - продолжает она - явление уникальное.
В музыкальном искусстве ХХ столетия, оно сопоставимо с открытиями системы ладов Оливье Мессиана, звуковых модусов Яниса Ксенакиса, " спектральных "звукорядов Тристана Мюрая, Кайи Саариахо. Поиски новых структур часто приводят музыкантов к работе с электронной техникой, способствуют привлечению шумовых и световых эффектов. Метод « дышащего лада» основан на имманентных свойствах музыки. Он возвращает традиционным ее средствам утраченные в наше время приоритеты, создавая возможности для воплощения творческих замыслов”. « Хамелеон» (1993) для фортепиано - это первое произведение, написанное на основе метода «дышащего лада». Премьера состоялась в 1994г. Infernale (2006 ) для скрипки и фортепиано. В первый раз дуэт был исполнен в 2006 г.
« Боги легконоги» (2005 )- композиция для кларнета, бас-кларнета, виолончели и фортепиано в трех частях : «Хороводы на облаках вечерней зари», « Танец света и тени», « Ariman, span an!» . Премьера состоялась в 2009г. Cоната для фортепиано (1999) в трех частях : Moderato, Lento misterioso, Moderato . Первое исполнение состоялось в 2004г. «Когда душа моя была облаком» (2003) - композиция для кларнета, фагота, тромбона, скрипки, альта и контрабаса в семи частях: « Облако рождается», « На качелях радуги », « Колыбельная облаку », « Облако смеется », « Белее снега » , «Облако танцует », «Причет. Облако плачет». Премьера состоялась в 2007 г.
Все произведения прозвучали на Международных фестивалях « Петербургской музыкальной весны ».
|
|
|