•
Январь 2009 год.
А. Изосимов написал статью
"И чудо свершилось!", автобиографический этюд в отдел рукописей Российской Национальной Библиотеки.
Музыковед Н. Климова приезжала в Петербург. Записала в домашний видео-архив композитора интервью о его творчестве.
•
30 января в Тамбовском музыкально-педагогическом институте им. С. В. Рахманинова состоялась 5 международная научно-практическая конференция "Музыка в современном мире". Количество участников 97: педагоги 16 ВУЗов , представители музыкального издательства. Н.Климова выступила с докладом "Дышащий лад - модально-сонорный проект в музыке А. Изосимова".
•
Февраль 2009 год.
Певица М. Грицкова в Доме Композиторов Санкт-Петербурга дала интервью о своем исполнении песни "Есть души где скрыты" на стихи Ф. Г. Лорки из испанских песен
А. Изосимова. Интервью записано в видео-архив композитора.
• Опубликована статья Г. Овсянкиной
"О семантических уровнях современного камерно-вокального цикла: на примере "Апельсинки" Бориса Тищенко и "Тетра. Песен которые мне спела во сне земля" Александра Изосимова.
Сборник "Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития"
Сборник статей по материалам Второй международной конференции 13-14 ноября 2008г.
Министерство культуры РФ, Росгуманитарный научный фонд, Астраханская Госконсерватория, Астрахань 2008г.
•
Февраль 2009 год.
Вышла статья Анастасии Сергеевой
"Песни которые мне
спела во сне земля" к юбилею Александра Изосимова в
газете Музыкальный вестник.
•
•
21 февраля в филармонии прозвучало сочинение "Лики" композитора Александра Изосимова...
•
28 февраля - 2 марта 2009 г.
Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова.
Научно-практическая конференция имени Б.Л.Яворского
"Проблемы художественного творчества."
Климова Наталия Викторовна (Тамбов, ТГМПИ).
"Световой феномен "дышащего лада" в Сонате для фортепиано А.Изосимова."
•
В марте 2009 года А. Изосимов приступил к сочинению симфонии.
•
В апреле 2009 года издательство "МФ" опубликовало сочинения А. Изосимова: Второй струнный квартет и "Иаония. Благодарность Жизнедателю" для группы хористов, смешанного хора, органа и камерного оркестра на текст второй строки изречения Христиана Розенкрейца.
•
23 апреля 2009 года в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки А. М. Изосимовым был передан комплекс нотных автографов и фотографий, которые составят основу личного архивного фонда композитора. Кроме того, Александр Михайлович любезно согласился предоставить свою автобиографию: подобного рода документы являются важной составляющей любого личного фонда.
Если А. М. Изосимов сочтет возможным, фонд будет пополняться новыми материалами. Рукописи принимала музыковед Елена Андреевна Михайлова.
Отдел рукописей.
1 249 фф., (71 фф. не обработан), 375 263 ед. хр., V в.-1994 г. (отдельные документы X в. до н. э.- V в.)
древнерусские рукописные книги - 30 000 ед. хр.;
древнерусские акты и грамоты - 18 000 ед. хр.;
русские архивные фонды - свыше 220 000 ед. хр., XVIII-XX вв.;
западные рукописи - ок. 80 000 ед. хр.;
восточные рукописи - ок. 20 700 ед. хр.
Отдел рукописей хранит богатейшее в мире собрание славянских, западноевропейских и восточных рукописей и рукописных книг, а также свыше тысячи фондов и коллекций XVIII-XX вв., главным образом личного происхождения.
Отдел хранит значительное число личных фондов и собраний знаменитых русские писателей XVIII-нач. XX вв. В их числе представлены материалы М. Ю. Лермонтова, И. А. Гончарова, А. А. Блока, Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, А. Белого, В. В. Хлебникова, А. М. Ремизова, А. А. Ахматовой. Здесь можно найти самый широкий спектр рукописей, например, собственноручно написанные басни И. А. Крылова, рукописи романов <Мертвые души> Н. В. Гоголя и <Отцы и дети> И. С. Тургенева, 207 автографов А. А. Блока, автографы А. А. Ахматовой, С. А. Есенина и многих других. Из фондов литературных и художественных критиков наиболее представительны собрания документов Н. А. Добролюбова и В. В. Стасова. Многие из них описаны в печатных каталогах.
Широко представлены документы о развитии музыкальной жизни в России, отложившиеся в фондах композиторов А. П. Бородина, А. К. Глазунова, М. И. Глинки, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, Н. А. Римского-Корсакова и др. Сохранились отдельные документы, письма и ноты ряда известных зарубежных композиторов XVII-XIX вв. В 1938 г. были получены рукописные материалы, собранные после революции Ленинградской филармонией. Некоторые поступления были оставлены самостоятельными собраниями, например, коллекция В. В. Стасова, другие систематизированы по уже имевшимся фондам.
•
30 апреля 2009 года А. Изосимов закончил первую часть симфонии в
дирекционе. 1 мая приступил к сочинению второй части.
•
12 мая 2009 года в рамках международного фестиваля "Петербургская Музыкальная Весна" в концертном зале Дома композиторов состоялась премьера сочинения А. Изосимова "Боги легконоги" в исполнении Д. Ерёмина (виолончель), С. Дорошева
(кларнет, бас-кларнет), Г. Сандовской (фортепиано).
•
17 июня 2009 г в на лютеранском Волковском кладбище Санкт-Петербурга состоялось открытие памятника композитору Галине Уствольской. Александр Изосимов прочитал перед собравшимися фрагмент свое статьи "Теодецима".
•
В июле 2009 г певица Маргарита Грицкова и пианист Александр Цой записали в студии "Records" вокальное произведение А. Изосимова "Есть души, где скрыты:" на стихи
Ф. Г. Лорки.
•
В июле 2009 издательство "МФ" опубликовало Первый струнный квартет А. Изосимова.
•
28 июля 2009 года Александр Изосимова закончил в партитуре 2 часть симфонии.
"Работа продолжалась три месяца. 2 часть названа мной "Холистика".
Holos (от греч) - полный взаимосвязанный процесс. Общие принципы холизма были изложены Аристотелем в "Метафизике".
Синтезируя идеи "дышащего лада" и холистического процесса я, в сущности, нашел творческое продолжение классических музыкальных форм. Это сплошной процесс развития без репризы, без кульминации. Движущим и объединяющим фактором выступает дух произведения, с опорой на "дышащий лад" и тематизм в характере secco. Среди особенностей формы данной части - цикличное протекание процесса по аналогии с ритмами года. В 4-х взаимосвязанных блоках, примерно по 90 тактов, разворачивается музыкальное содержание, как единый жест от звучаний мрачных, плотных к более дифференцированным и тонким. Привязка к годовому циклу не случайна (365 дней - 365 тактов). Мне хотелось написать произведение в котором было бы подобие созвучия с ритмами циркулирующими в природе человека и мирового "платоновского" года ( 25920 дыханий человек делает в сутки - солнце проходит по кругу зодиака за 25920 лет). Хочу отметить что моя музыкальная холистика не абстрактна. Я стремлюсь находить яркий эмоциональный тематизм. Новым является отсутствие готового сценария формы. Каждый последующий момент в этих 4 крупных блоках должен быть найден как откровение или разгадан, как тайна. Созерцание идеи духа произведения помогает моей интуиции определить дальнейший путь звукового становления.
Теперь можно говорить о холистике не только в связи и философией, медициной, но и принимая во внимание музыку.
В моем творчестве холистический процесс так или иначе был использован в произведениях "Infernale", "Хамелеон", "Сопереживание душе".
•
21 августа 2009 года А.Изосимов приступил к сочинению 3-ей части симфонии.
•
17 сентября 2009 года А.Изосимов закончил в партитуре третью часть симфонии.
•
30 декабря 2009г. А. Изосимов закончил
финал симфонии. Работал над ним три месяца.