В основе идеи "Дышащего лада" заключено перемещение малых и больших секунд в рамках пятиступенного звукоряда. Всего девять таких перемещений.
В их постепенном движении от темного, сжатого состояния к светлому, расширенному проступает имагинация лада. Микроизменения в звукорядах являются фазами становления лада. Отсюда вывод, что в данной конструкции лад предстает, как духовная категория, ибо ни один из звукорядов в отдельности не выявляет идеи, но лишь в совокупном их проявлении.
Лад может "дышать" как полностью от самых "темных" серий до самых "светлых", так и частично, охватывая небольшой диапазон, в зависимости от состояния музыки. Лад может "не дышать" вовсе, группируя либо самые темные звукоряды, либо самые светлые.
Впервые идея "дышащего лада" была воплощена в фортепианной пьесе
"Хамелеон", сочиненной А. Изосимовым в 1993 году. Осенью того же года она была показана на секции в Доме композиторов Петербурга, и затем в Гамбургской консерватории в классе Альфреда Шнитке.