• Mузыку Изосимова я впервые услышала по петербургскому радио на канале
"Радио Классика", она запечатлелась в моей памяти ощущением невероятной свободы звучания. Позже, в 2007г., на концерте в петербургском Доме композиторов,
вслушиваясь в сочинение "Когда душа моя была облаком", с удивлением заметила, что первое впечатление еще более усилилось. Я почувствовала, что музыкальная стихия "души - облака" не подвластна рассудочным умозаключениям,
она развивается по своим таинственным законам. Казалось, само мироздание проявляется через звуки в каждом своем мгновении - то напряженно замедленном вязким насыщенным звучанием, то резко обрывающемся в столь же напряженной паузе, в глубине которой вновь зарождается звук.
Яркая экспрессия музыкального языка произведений Александра Изосимова сродни выразительной живописной пластике Пауля Клее.
Поэт, искусствовед Ирина Важинская.
•
Я очень рад, что в нашем 21 веке существуют композиторы, создающие настоящие большие полотна. Соната, которую мы сыграли с Еленой Гаудасинской, - это огромное серьезное произведение, ни какая-нибудь, так сказать, штучка, а настоящее философское полотно. Оно заставляет исполнителя и слушателя задуматься о чем-то, о смысле жизни, о проблемах, с которым встречается человечество.
Из интервью Заслуженного артиста России, виолончелиста Сергея Словачевского.
•
Александр Михайлович Изосимов - современный петербургский композитор, родился в 1958году. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции народного артиста России профессора Б. И. Тищенко. В числе наиболее известных сочинений Александра Изосимова - "Лики" для большого симфонического оркестра,
"Когда душа моя была облаком" для шести инструментов, "Сопереживание душе" для хора, Виолончельная и фортепианная сонаты, балет "Избранник", "Благодарность жизнедателю" для хора, органа и камерного оркестра, Два струнных квартета, ряд других камерных сочинений. Обширный вокальный цикл "Песни прекрасного пришельца" занимает центральное место в его вокальном творчестве.
Это необычное сочинение. Первое знакомство с ним рождает ощущение удивительной самобытности, почти странности этого особого звукового мира. Непрерывное, напряженное развертывание вокальной мелодии в разряженной, воздушной ауре фортепиано буквально завораживает интонационной и смысловой насыщенностью.
Эстафетная смена частей шаг за шагом обнаруживает строгую логику цикла, замкнутого вокруг авторского эпиграфа:
Он объясняет многое - выбор текстов (также чрезвычайно нестандартный), обилие медитативных эпизодов, особенную остроту полярных эмоциональных состояний. И главное - позицию автора, для которого этот цикл не только музыкальное сочинение, но и напряженное духовное зодчество, созидание и выявление той самой "собственной истинной сущности".
С точки зрения музыкального языка здесь кажущаяся простота и прозрачность - плод зрелой, подчас изысканной композиционной техники, впитавшей многие достижения предшествующего века. Один из опорных структурных принципов в ряде композиций -
"дышащий лад" (термин автора). Особый прием "раздвигания" ладовой основы - лишь одна из множества колористических, ритмических и интонационных находок, овевающих музыку романсов ароматом неподдельной новизны. Однако явственно ощутимы истоки и параллели: безусловно, русская песня, Мусоргский, колористка импрессионистов, ладовые концепции Мессиана:
Каждый романс цикла самостоятелен, завершен и целостен. Их можно исполнять по отдельности, придерживаясь указанной голосовой специфики. Для исполнителей вокальной партии здесь основная задача - обрести "долгое дыхание" (и не только в вокальном смысле). Для пианистов - воспринять правую педаль как душу рояля и важнейший элемент создания звуковой атмосферы. Задача для всех нас - совершить тот нелегкий и прекрасный душевный труд, к которому зовет нас это сочинение.
Ирина Шарапова, заслуженная артистка России.
•
Вечер-встреча с Александром Изосимовым-Макаровым стал не только открытием нового имени. Работая несколько лет редактором на радио "Классика" в ГТРК в Петербурге, создавая фонды современной музыки в Русской национальной библиотеке, композитор дарил присутствующим глубокие знания об искусстве, увлекал размышлениями о предназначении художника, его целях, о перспективах развития современной отечественной музыки.
Разнообразной по содержанию стала музыкальная часть вечера. Прозвучали три произведения с краткими комментариями автора: "Сопереживание Душе" для двенадцатиголосного хора a capella
(озвучено в электронной студии Дома композиторов в 1994г); Соната для фортепиано в 3-х частях, сочинение 1994г, в исполнении Галины Сандовской; симфонические фрагменты "Лики" для оркестра, низкого, женского голоса на стихи Арсения Тарковского (редакция 2001г).
Музыкальный мир А. Изосимова непрост. Автор не бросает вызова технологическим новшествам последней трети ХХ века, не стремиться эпатировать публику, но и не копирует традиции. Он ищет. Работает много и скрупулезно. Его творческая мысль погружает слушателей в звуковое пространство, заставляя ощутить могучую силу непознанного. "И если - как
утверждает сам композитор, - я в своей музыке совершил пусть маленькое, но открытие, то можно считать мою миссию выполненной".
Н. В. Климова, музыковед, из газеты "Тамбовская жизнь" 9 июля 2002г.
•
Прикоснуться к музыке:Услышать, почувствовать, вобрать и раствориться, стать голосом и потоком, рассыпаться на капли и пролиться дождем. А какие потрясающие стихи Новалиса, Тарковского, Мёрике, Уланда, Блока. Есть и совершенно волшебная живопись, где отстраненно смотрит глаз Румпельштильцхена, а в облаках купаются тени из "Гимнов к ночи". А ангелы? Да, есть и ангелы - рыцарь из "Чем виноват?" и сам "Прекрасный пришелец". Вот звучит его полуулыбка сквозь облака золотого света. Именно звучит, потому что этот чудесный мир абсолютно материален. Он поет моим голосом. И я, как Алиса, иду по волшебной стране Прекрасного пришельца. Я меняюсь вместе с этим миром. Мне даже удается сквозь эхо струн подслушать райскую песню "Мой милый край". Теперь, уходя все дальше, я напеваю эту песню - мне кажется что я всегда ее знала. Покидая остров грез, я уменьшаюсь и переношусь в чудесный лес высокой травы, где живут кузнечики. Там во всю кипит работа - строится городок. Им я пою свою песню и спешу дальше, ведь меня ждет маленький ангел в "Колыбели". Он бы почти заснул, если б не помешал другой неприкаянный странник с его бесконечными рассказами о вселенной.
А вселенная - все, что вокруг и все, что во мне, потому что "всего дороже в мире птицы, звезды и трава". Это становиться важным для всех исполнителей цикла "Песни прекрасного пришельца", для композитора-чудодея Александра Изосимова и для вас - наших слушателей. Прикоснитесь к этой музыке, хоть краешком вашей души и вы обязательно попадете в волшебный мир грез, ощутите эту прозрачнейшую гармонию и найдете в себе все то, ради чего и стоит жить.
Мария Литке, сопрано, лауреат Международных конкурсов.
• Анастасия Сергеева.
•
"Я впервые познакомился с музыкой Александра Изосимова и это явилось для меня очень значительным открытием. Я увидел действительно крупное музыкальное дарование, крупное композиторское дарование. Это истинно русский музыкальный художник, это русский музыкальный философ и, на мой взгляд то, что он делает очень важно, очень нужно и хочется ему пожелать дальнейшего движения, дальнейшего развития, дальнейшей реализации своих замыслов в крупных симфонических полотнах, потому что, на мой взгляд, такое дарование соответствует значительным формам. Я взволнован встречей с самим композитором, с его музыкой и рад ей. И еще раз хочу пожелать ему успехов".
Михаил Щербаков,
художественный руководитель,главный дирижер
академического симфонического оркестра
Самарской государственной филармонии,
народный артист.
• ноябрь 2010г.
Шуманиана по-петербургски
22 ноября в Доме композиторов прошел I Фортепианный форум - Шуманиана, к 200-летию со дня рождения мастера. Концерт, продолживший традицию вечеров-посвящений, открыл в этом году цикл музыкальных встреч на Большой Морской в рамках XXII Международного фестиваля новой музыки "Звуковые пути".
Символично, что в День святой Цецилии, всегда изображаемой за игрой на клавире, звучала только фортепианная музыка - Симфонические этюды Роберта Шумана в исполнении Павла Егорова и несимфонические этюды петербургских композиторов. Своеобразие определения "несимфонические" можно трактовать так: авторы не воссоздают стиль шумановской эпохи, у них другая цель - по-новому прочесть образный строй Шумана в самом современном духе. Строго говоря, Симфонические этюды Шумана - тоже не совсем этюды в традиционном понимании, а особый тип вариаций, в которых тема развивается по симфоническим законам и на пути от первого проведения к финалу получает совершенно новые качества. И очень увлекательно было следовать за метаморфозами музыкальной мысли под руками Павла Егорова, выдающегося исследователя и исполнителя музыки Шумана. В его трактовке Этюды играли всеми красками патетики: от сдержанной декламации в медленных частях до возвышенного пафоса в энергическом финале. И тем органичнее затем звучали несимфонические этюды, полные такой же внутренней экспрессии.
Две шумановские сущности - Флорестан и Эвсебий - будто ожили в Концертном этюде Николая Мажара: его центральный эпизод отмечен напевной мелодикой и мягкими гармониями - что-то есть в нем от шумановских постлюдий, хотя и без эвсебиевской элегичности. Обрамляющие середину части виртуозны, остры по ритму и более близки страстной патетике Флорестана.
Два концертных этюда Александра Изосимова развивают идею этюда как эскиза, попытки схватить неуловимые сгустки звуковой материи и беспрерывно меняющиеся состояния духа. Вот второй этюд, будто удивляясь своим разноцветным созвучиям, обещает продолжиться в русле привычной слуху романтической гармонии, но нет! - фантазия композитора тут же раздвигает границы, уводя далеко от первых ладотональных ощущений. Нельзя не отметить энергически-притягательную игру пианистки Галины Сандовской, исполнившей эти сложнейшие звуковые партитуры по памяти.
Круг образов Александра Радвиловича подсказывают названия его этюдов. Первый - "Flamme(r)" - действительно подобен не то языкам пламени, кружащимся в обрядовом танце, не то северному сиянию, в конце сводящемуся к отдельным вспышкам до полного их исчезновения. А может, это внутренний огонь художника-творца, такого, как Шуман, испепеляющий, побуждающий к действию (момент, когда настойчивые мотивы в верхнем, "стеклянном" регистре велись на фоне глубоких басов, казался выражением неотступно преследующей идеи)? Второй - "Код универсума" - мне представляется картиной рождения новой Вселенной из хаоса с одновременной смертью старых миров: не об этом ли говорит всеми своими обертонами длящийся в финале звук, к которому сводится в итоге многоплановая фактура этюда, с мощной аккордовой точкой (или даже восклицательным знаком) в конце?
"Интермеццо" Григория Корчмара из фортепианного цикла "Анаграммы" - лирический центр концерта. Небольшая пьеса, как бы выросшая из одной интонации-зерна, - это высказывание от первого лица и островок теплой, певучей лирики среди моря сокрушительных звуковых волн. Автор посвятил свое произведение двум мастерам фортепианной миниатюры - Брамсу и Шуману.
И каким контрастом этой хрупкой красоте стала звучащая следом язычески могучая, почти скифская Токката Сергея Осколкова! Несмотря на своеобразие музыкального языка, Токката легко слушалась благодаря всепоглощающей власти метроритма и держала в напряжении вплоть до финального взрыва аккордов.
Эта Шуманиана останется в памяти как яркое событие фестиваля. Сама идея соединения в одном концерте произведений современности (три мировые и две российские премьеры) и прошлых эпох уже привлекает внимание искушенного слушателя. Интерес петербуржцев к современной музыке подчеркивается еще и тем, что в этот вечер концертный зал Дома композиторов был полон. Музыка в очередной раз в увлекательной и живой форме связала времена и поколения.
Источник: www.nstar-sbb.ru Автор: Дарья ВАРУЛЬ
•
Петербургские музыканты к 375-летию Тамбова.
10 апреля 2011
Классическая музыка - это очень по-петербургски. К счастью, традиция того, что Петербург является местом средоточия композиторских талантов, не закончилось с эпохой Прокофьева, Римского-Корсакова, Глинки, Шостаковича.
30 марта к 375-летию Тамбова в Рахманиновском зале состоялся концерт "Времен связующая нить". В программе прозвучали вокальные и фортепианные произведения С. Рахманинова и современного петербургского композитора А. Изосимова - уроженца земли Тамбовской.
Концерт получился сильным, ярким, вызвавшим многочисленные отклики слушателей. Совокупность ряда факторов - исполнение вокальных произведений выдающейся русской певицей Олесей Петровой, блистательное исполнение пианистки Галины Сандовской, феноменальная акустика одного из лучших камерных залов страны, горячий прием публики, информационная поддержка радио и телевидения, внимание со стороны властных структур Тамбова - все это подняло концерт на уровень значимого события в масштабах России.
Профессор, зав. кафедрой истории и теории музыки ТГМПИ им. С.В. Рахманинова О.В. Генебарт поделилась своими впечатлениями:
- Два последних мартовских дня ознаменовались нечаянной радостью для нас, тамбовских музыкантов. Александр Изосимов, в далеком прошлом студент Тамбовского музыкального училища, в настоящее время известный в России и за рубежом петербургский композитор, неоднократно был гостем ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, знакомил студентов и преподавателей с аудиозаписями своей музыки, сопровождая звучание интереснейшими комментариями. Нынешний визит стал особенным музыкальным приношением.
Впервые музыка А. Изосимова звучала в нашем зале в живом исполнении. "Времен связующая нить" - так обозначено содержание концерта с участием Олеси Петровой (меццо-сопрано) и Галины Сандовской (фортепиано). Была представлена сбалансированная по архитектонике программа - два отделения, два космоса музыки, миры, разделенные почти столетием, объединило жанровое родство - камерная фортепианная и вокальная миниатюра, - и одновременно антитетичность: с одной стороны достаточно освоенная слухом и неизменно притягательная звуковая среда рахманиновского мелоса, с другой - вновь открываемый восприятию интонационный словарь музыки начала XXI века, миниатюр А.Изосимова.
Неоценимым даром тамбовским слушателям - и профессиональным музыкантам, и любителям-меломанам - стал блистательный по красоте, тембровому богатству, интонационной чуткости, колористическому многоцветию и тонкости нюансировки голос Олеси Петровой. И экспрессия, интенсивность эмоции, бесконечная широта дыхания лирики Рахманинова, и тонкая графичность, изысканность интонации, бережно артикулирующей каждое слово поэтических шедевров, к которым неизменно обращается Александр Изосимов, - все это запечатлелось в душе и памяти, как кажется, навсегда.
Столь же яркий эмоциональный отклик вызвала встреча композитора со студентами, состоявшаяся на следующий день. Вновь посчастливилось быть под обаянием тонкой и по-особому светоносной музыки, прозвучавшей в аудиозаписи и эти впечатления были многократно умножены радостью слышать комментарии автора А. Изосимова, блестяще владеющего словом. Это были, по сути, размышления о Добре и Зле, о высоком предназначении Человека, - обо всем, что должно тревожить ум, совесть каждого и о музыке, призванной воплощать высшие смыслы.
•
А.Изосимов, О.Петрова, Г.Сандовская в Тамбове
ТРИ ВЗГЛЯДА НА КОНЦЕРТ
К 375-летию Тамбова 30 марта в Рахманиновском зале города состоялся концерт, озаглавленный "Времен связующая нить". В программе концерта прозвучали вокальные и фортепианные произведения С. Рахманинова и современного петербургского композитора А. Изосимова - уроженца земли Тамбовской.
Концерт получился сильным, ярким, вызвавшим многочисленные отклики слушателей.
Зачем бы, казалось, современнику нашему всё-таки иногда кое-где посещать концертные залы? Уже не достаточно ли нам сногсшибательного культурного потенциала созвездья Аллы Пугачевой и интеллектуального блеска Камеди-клаб (это по-русски даже не пишется)? Ужели виртуальный мир не научился обеспечивать приемлемый уровень культурного обслуживания? Может быть затем, хотелось бы надеяться, что культура не есть мир обслуживания, а есть мир посещения: Просто, иногда наш мир посещают нездешние гости: И право каждого заметить, или не заметить еще одну проекцию культурного образа, а, может быть, и образца. Таким, трогательно неофициальным, запомнился тамбовским любителям музыки 30-ый мартовский вечер, подаренный нам обитателями культурной столицы России - Санкт-Петербурга.
Взыскательный взгляд не заметил в Рахманиновском зале, где проходил концерт, людей случайных: друзья-сокурсники композитора Александра Изосимова; педагоги-музыканты, для которых имена - Олеся Петрова и Галина Сандовская - были знакомы по событиям престижных Российских и Международных конкурсов; узкий любительский круг почитателей академического пения и фортепианной музыки. Согласитесь, лучшего состава для экспериментальной группы изучения спектра культурной рефлексии не представить. Пользуясь случаем, в течение нескольких последующих дней мы провели нехитрый опрос зрительских впечатлений, которые сочли возможным объединить в условные типизированные группы.
Впечатления дружеские:
- Все-таки здорово, что есть в Тамбове Рахманиновский зал, который был и остается для нас музеумом, где мы сдаем экзамен на зрелость, степень таланта и творческого кипения: Выпуск 1977 года, к которому принадлежит и Саша (имеется в виду Александр Изосимов), был особенным: Традиционно сильные пианисты: К этому мы привыкли. А вот развитой композиторской традиции в Тамбове нет, как принято считать. Может быть, А.Изосимов - это начало? Мне очень импонирует, что Саша ни на кого не похож в плане композиторского мышления, вместе с тем он, бесспорно, мелодист, что так редко для новатора. Вот уж казалось бы, после Рахманинова новым мелодистом не быть: А вот ведь пробивается звучащая душа Человека. Как изменился и усложнился язык музыки за 50 лет!
В мужестве ему не откажешь. Вместе с ним на сцене были высочайшего уровня музыканты: такая свобода, потрясающая память, красочная исполнительская палитра, как у Галины Сандовской, даже для нас, избалованной пианистами тамбовской публики, удивительны;
Олеся Петрова - просто потрясение: Предположу, что вынести на поверхность сложнейшие переживания, какие есть в вокальных сочинениях Саши, по силам только ей, может еще двум-трем вокалисткам нашего времени. Вы заметили, как она уходила на пиано? Поёт пиано, а голос ничуть не теряет ни тембра, ни плотности: Чудо!
На таком фоне даже очень приличный музыкант мог бы потеряться, а главным героем, всё-таки была сама музыка, Сашина музыка. Сколько благородства и утешения в его песне "Верблюд", последние слова которой я теперь буду напевать всякий раз, когда усомнюсь в осмысленности бытия:
Привыкла верблюжья душа
К пустыне, тюкам и побоям.
А все-таки жизнь хороша,
И мы в ней чего-нибудь стоим.
(Арсений Тарковский)
Взгляд аналитический:
То, что происходило в Рахманиновском зале, иначе как экспериментом не назовёшь: "Необщее выражение" происходящего читалось уже в Программе. Скажу честно: синонимичность ряда - Рахманинов, Изосимов - меня озадачила. Да и название - "Времен связующая нить" - это либо штамп, либо претензия не то на историческую, не то на эпохальную значимость.
Отдам должное организаторам концерта - все сделано тщательно и с любовью: выразительные афиши, содержательный текст Программы, продуманность последовательности сценического действия:
С большим вкусом отобраны произведения для 1-го отделения: романсы и этюды-картины С.В. Рахманинова. Необыкновенно свежее, глубокое прочтение сочинений Рахманинова пианисткой Галиной Сандовской и певицей Олесей Петровой вызывало волнующую смену ассоциаций, то диалог стихий и философия аксиологической оценки мироздания (этюды-картины), то религиозное переживание библейских истин (романс на стихи Д. Мережковского), то благородная страстность любовного признания (романсы на стихи А. Пушкина, А. Фета,..), то картины весеннего цветения мира (романсы на стихи Ф. Тютчева, Е. Бекетовой), то убедительность социального портрета в романсе на слова Т. Шевченко.
Но вот началось второе отделение, где звучали сочинения Александра Изосимова, и мое слушательское восприятие подверглось серьезному испытанию. Где "связующая нить" времен? Это совсем не похоже на Рахманинова, это ни на кого не похоже. Не припомню, чтобы меня, человека имеющего специальное музыкальное образование, кто-то учил подобное играть, или слушать. В тоже время, случись Александру Изосимову приехать в Тамбов еще когда-нибудь, я обязательно приду на концерт. Очень хочется научиться этому новому языку, который, наверное, обращается к каким-то потаенным участкам сознания.
Взгляд синтетический:
В любом деле залогом успеха является концепция. Более емкой концепции, чем в концертной программе "Времен связующая нить" придумать сложно. Шекспировские страсти, гамлетовские дилеммы были точно заданы метафорой "связующая нить времен", которая обозначила границы контекста интерпретаций событий в масштабах архетипического мифа. То, что мы называем диалогом культур читалось не только в сопоставлении "Рахманинов - Изосимов", но и в изложении вечных тем в творчестве Пушкина, Фета, Тютчева, Блока, Тарковского, Гарсиа Лорки. Как много прекрасных мыслей обрели объем, благодаря замечательной музыке романсов Рахманинова! Но разве стихи Мандельштама, Тарковского недостойны своего музыкального подиума? Искусство несет нам культурные смыслы, подобно реке, в которую нельзя войти дважды. Вечная тема обновляется в новой мысли, которая требуют нового изложения.
К сожалению, очень не часто мы получаем возможность прочувствовать с помощью современного искусства пережитое, изученное, прочитанное, осмысленное. Творчество Александра Изосимова такую возможность дает.
Более полувека наш современник жил вне библейской традиции мировосприятия, в которое возвращает нас фортепианное переложение симфонической картины "Архангел Михаил" из оперы "Потерянный рай" А.Изосимова. Современник и соотечественник Шекспира Джон Мильтон, автор эпической поэмы "Потерянный рай", увидел прообразы путей человеческих в истории первого человека - Адама, а в образе архангела Михаила - грозного стража Врат Рая, предводителя небесного воинства. Надо ли говорить, как много чувств вызвало такое актуальное начало авторского вечера Александра Изосимова? Полихромность, метаморфозы мелодических формул, живописность структуры фортепьянных пьес из цикла "Хамелеон" иногда создают полную аллюзию погружения в пространство художественного текста.
Как приятно было осознавать, что сведения из области сравнительной фольклористики, истории литературы и пр. наконец-то тебе пригодились. Оказалось, что в то же время, что и ты, кто-то переживал, пусть и по-своему, ту же информацию, думал, искал: Едва ли, не зная сказки братьев Гримм, можно понять песню "Румпельштильцхен" на стихи А. Тарковского, понять драматизм ситуации, когда Добро и Зло перестают быть очевидными и как бы меняются личинами.
Как трагично, безутешно прозвучала песня "Ящерок" на стихи Фредерико Гарсиа Лорки в исполнении Олеси Петровой. Не будь знаком слушатель с сюрреалистическими поисками Лорки, Сальвадора Дали - как ему понять звукоизобразительные приемы и интонационные ходы сочинения Изосимова?
Как жалко Человека, оплакивающего потерю Рая! Как радостно за Человека, готового встретить Армагеддон с верой на Спасение!
Александр Изосимов говорит о себе, что "стал пустынником". Что ж, в этом случае самый опасный момент для художника у него позади. Впереди - откровения творчества.
Впечатления собрала руководитель НМЦКА - Л.Ю. Евтихиева
• Опубликовано в газете "Город на Цне" апрель 2011 г.
Событие яркое и запоминающееся
(К 375-летию нашего города)
Не так часто в нашем городе происходят яркие музыкальные события. Тамбовский слушатель, казалось бы, привык к новым именам за XXX фестивалей Рахманинова. Однако концерт в зале ТГМПИ им. С.В.Рахманинова "Времен связующая нить" шокировал присутствующих. Программа концерта включала вокальные и фортепианные произведения С.Рахманинова и А.Изосимова, современного петербургского композитора. Два отделения концерта, два мира, в котором царствует Музыка и замечательные исполнители из Петербурга: Олеся Петрова (меццо-сопрано) - обладательница Гран-при "Надежда России", Лауреат II премии XIII Международного конкурса им. И.Чайковского (2007г) и Галина Сандовская (фортепиано)- Лауреат международных и всероссийских конкурсов, победитель Национального конкурса им. Л. ван Бетховена (1997г.).
Слушателей поразило мастерство молодой певицы, в равной мере владеющей стилистикой классического и современного романса. Известные вокальные произведения С.Рахманинова "Сирень" на сл. Е. Бекетовой, "Полюбила я на печаль свою" сл.Т. Шевченко в пер. Плещеева, "Весенние воды" на сл.Ф.Тютчева, вызвали восторг слушателей, доставили массу удовольствия знатокам и любителям музыки. Фрагменты из вокальных циклов А.Изосимова "Песни прекрасного пришельца" и "Песни из золотого ларчика" убедили присутствующих, что мастерство - это, прежде всего, безупречное и органичное проникновение в любой музыкальный текст. Олеся Петрова, как комментирует А.Изосимов, "выдающаяся русская певица, чья слава облетела весь мир" и приезд певицы в наш город для тамбовского слушателя стал событием. Ансамбль Олеси Петровой с замечательной пианисткой Галиной Сандовской вовлекал аудиторию в процесс творения музыки, погружал в совершенства её красоты. Зал покорили фортепианные сочинения петербургского композитора, исполненные Галиной Сандовской. Приводим впечатление одного из слушателей, преподавателя колледжа при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова О.И.Егоровой: "Очень ярко прозвучали пьесы А.Изосимова из фортепианного цикла "Овечья музыка". Показалось, что эта музыка кинематографична, образна, зрительна. В этом, безусловно, есть заслуга Г.Сандовской. Пианистка вложила всю свою душу, всё мастерство. Браво!".
Восторг присутствующих не знал границ: поздравления, автографы, цветы и в завершении приветственный адрес, который вручил Игорь Николаевич Немков зам. председателя по культуре. В чем же причина такого живого, неподдельного интереса, искренних слов благодарности слушателей концерта музыкантам?
Прежде всего, в самой музыке, которая объединила всех присутствующих и связала крепкими "нитями" отдаленные по времени имена и эпохи: первую половину XX века и музыку С.Рахманинова и начало XXI века и творчество А.Изосимова (1958г.). И, конечно, тамбовская земля, которая подарила импульс к творчеству С.Рахманинову и стала местом рождения будущего петербургского композитора Александра Изосимова.
С нашим городом Александра Михайловича связывают годы обучения в музыкальном училище, занятия в классе баяна преподавателя Н.А. Акользина, которому композитор благодарен за участие в своей судьбе человека и музыканта. А.М.Изосимов с теплотой и волнением вспоминает поселок Кочетовку, где родился и вырос, деревушку Изосимово, где жила бабушка, своих друзей и сокурсников по музыкальному училищу (теперь ТГМИП им. С.В. Рахманинова).
Выпускник Ленинградской (Петербургской) консерватории (класс композиции народного артиста России, профессора Б.И.Тищенко), член Союза композиторов, создатель оригинального метода сочинения, автор балета "Цветок Белого лотоса", Симфонии, 2-х квартетов, вокальных и фортепианных циклов и других сочинений А.Изосимов больше известен за рубежом, чем у себя на родине. Его произведения звучат в Кёльне, Гамбурге, Оберлине в городах Японии и США, на международных и отечественных фестивалях. В нашем городе композитор бывал неоднократно, но музыку его знают не многие. В 2003 году музыкант приезжал по приглашению бывшего ректора института Базикова А.С. на юбилей вуза. Уже тогда, сочинения композитора, которые услышали собравшиеся на встрече студенты и преподаватели, оставили сильное впечатление. В 2007 году в концертном зале ТГМПИ им. С.В.Рахманинова состоялся авторский вечер А. Изосимова, а годом раньше в одной из аудиторий вуза, прозвучал вокальный цикл-эстафета "Песни прекрасного пришельца" на стихи Л. Уланда, Новалиса, А.Тарковского, А.Блока для сопрано, меццо-сопрано, тенора и баса (18 песен), записанный на студии "Рекордс" в Санкт-Петербурге. Это было "премьерное" прослушивание в записи, нигде ранее не звучавшего вокального цикла, которую композитор привез специально в институт С.В.Рахманинова.
В программу мартовского концерта А. Изосимов так же включил новое сочинение, которое нигде не исполнялось. Это фортепианная пьеса "Архангел Михаил", начало небесной битвы - фрагмент из ещё незавершенной оперы "Потерянный рай" по поэме Дж. Мильтона. Светлая, лучезарная музыка, прозвучавшая в исполнение Г. Сандовской, вызвала неподдельный интерес слушателей концерта и запомнилась многим присутствовавшим. А исполнение Г.Сандовской известной уже в Германии и в России пьесы "Хамелеон" упрочило высокую оценку сочинения, данной ещё в 1993 году мастером современной отечественной музыки А.Г.Шнитке. Мастерство и проникновение пианистки в художественный замысел сложной и одновременно выразительной музыки "Хамелеона" вызывают только восхищение.
Концерт в рахманиновском зале стал для присутствующих откровением, праздником музыки. Встреча со студентами вуза на следующий день продлила это состояние. Александр Михайлович рассказывал о своих сочинениях, о том, как они рождаются. Присутствующих поразил яркий, эмоциональный язык его рассказов и такая же яркая, но непривычная музыка.
Приезда композитора и петербургских исполнителей ждали профессионалы и любители музыки. Публики на концерте было не много, но прием был теплый и, как сказала в интервью певица Олеся Петрова, "это была публика с открытыми сердцами". Исполнители были в восторге от старинного зала ТГМПИ им. С.В.Рахманинова с великолепной акустикой, которая предназначена для исполнения камерных сочинений и позволяет услышать малейшие изменения музыкальных оттенков и красок в произведениях. Со вступительным словом на концерте выступила музыковед Н.Климова, концерт вела С. Бурамбаева.
В подготовке концерта поддержку и помощь оказали спонсоры: исполнительный директор ООО Тэко-сервис А.А. Плахотников; коммерческий директор ООО "Апрель" С. Марков. Признательностью и уважением к подвижническому труду композитора, верой в дальнейшее развитие творческих контактов с нашими музыкантами были исполнены слова губернатора тамбовской области О.И. Бетина. А зрители тамбовского телевидения смогли увидеть и услышать живую беседу композитора А. Изосимова и певицы О. Петровой с ведущими программы "Ничего личного" Т. Ворошилиной, Е. Хара и Г. Ланкиным.
К 375-летию наш город получил яркий и запоминающийся подарок! Надеемся, что встречи с замечательными музыкантами ещё состоятся, а городу и его жителям представится возможность вновь насладиться "живым источником музыки".
Н.В.Климова, преподаватель ТГМПИ им. С.В.Рахманинова.
• Статья в газете "Тамбовская жизнь" № 50, 13 апреля 2011
ОТ КЛАССИКИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
аш земляк композитор Александр Изосимов, выпускник Тамбовского музыкального училища имени С.В. Рахманинова и Ленинградской консерватории, известен не только в России, но и в Германии, США, Франции, Англии, где его произведения исполняют музыканты мирового класса. Александр Михайлович живёт ныне в Санкт-Петербурге, однако старается как можно чаще бывать в родных местах.
Стены сегодняшнего музыкально-педагогического института в Тамбове особенно притягательны для А. Изосимова. В год 375-летнего юбилея города музыкант решил сделать подарок всем поклонникам фортепианного и вокального искусства. Из города на Неве вместе с композитором приехали солистка Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, лауреат международных конкурсов Олеся Петрова (меццо-сопрано) и лауреат всероссийских и международных конкурсов Галина Сандовская (фортепиано). Вечер с их участием стал настоящим сюрпризом.
Вход в Рахманиновский зал на концерт, получивший название "Времён связующая нить", был свободным. После того как преподаватель ТГМПИ Н. Климова произнесла вступительное слово, зал всецело погрузился в стихию музыки. В течение первого отделения слушатели наслаждались произведениями Рахманинова. Во втором отделении исполнялись сочинения А. Изосимова: отрывок из начатой в 2010 году оперы "Потерянный рай" по поэме Дж. Мильтона, песни на стихи Тарковского, Блока, Мандельштама, Гарсиа Лорки, фрагменты из фортепианного цикла "Овечья музыка".
И классика, и совсем новые вещи нашего земляка в исполнении замечательного дуэта певицы и пианистки из Санкт-Петербурга были приняты публикой с единодушным восторгом. В свою очередь О. Петрова и Г. Сандовская выразили восхищение акустикой старинного тамбовского зала. Гостьи поблагодарили за тёплый приём, понравилась им и сама атмосфера нашего города, хранящего память о пребывании здесь великого Рахманинова. Для студентов музыкально-педагогического института праздник общения с живым искусством продолжился встречей с А. Изосимовым. Александр Михайлович рассказывал о своих сочинениях, о том, как они рождаются.
Приезд талантливого земляка и петербургских исполнителей был поддержан спонсорами, помощь в подготовке концерта оказали исполнительный директор ООО "ТЭКО-Сервис" А. Плахотников, коммерческий директор ООО "Апрель" С. Марков. Надежду на дальнейшее развитие творческих контактов выразил глава администрации Тамбовской области О. Бетин, передавший слова признательности и уважения к подвижническому труду А. Изосимова.
Екатерина СЕРГЕЕВА.
•
ОТЗЫВЫ О КОНЦЕРТЕ "ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"
Тамбов 30.03.11
"Хочу сказать о концертной программе составленной тонко, изящно со вкусом. Ведущая подготовила аудиторию к общению с музыкой, исполнители продолжили его. Впервые поняла, что через музыку выстраиваются отношения между людьми. Они трепетны, искренни, что является сегодня редкостью. Покорил ансамбль О.Петрова -Г.Сандовская мастерством и бережным отношением к музыке Рахманинова. Открыла для себя петербургского композитора А.Изосимова. Не думала, что в наше время можно сочинять музыку, которая обращена к чему-то очень чистому, незащищенному"
Людмила Анатольевна Семенченкова (преподаватель режиссуры и мастерства актера)
"Я потрясена услышанным. Пьеса А.Изосимова "Архангел Михаил" для фортепиано произвела самое сильное впечатление. Г.Сандовская сыграла её блестяще, а исполненые ею фрагменты из цикла "Овечья музыка" привели в восторг. Спасибо композитору. Хотелось плакать от счастья. Впервые слушала музыку современного автора и испытывала полное единение с нею. Певица О.Петрова мне, кажется, обладает не только высочайшим мастерством, но и богатой душой. Романсы Рахманинова в её исполнении оставили самое сильное впечатление"
Александра Михайловна Махова (пенсионерка, г. Котовск)
"Прекрасная певица Олеся Петрова. Мастера такого уровня давно не слышала на концерте, как говорится "вживую". Свободное владение голосом, естественность его течения, необыкновенные краски и оттенки:от всего этого получаешь какое-то "языческое" удовольствие. Особенно понравились фрагменты из вокального цикла "Песни прекрасного пришельца" А.Изосимова. Казалось, что певица, исполняя их, не трудится над музыкальным текстом, а дарит его красоту слушателю. Фортепианные сочинения в исполнении Г.Сандовской оставили противоречивые впечатления. Этюды-картины ор.39 (1-3) Рахманинова вызывают недоумение расставленными акцентами, но произведения А.Изосимова были исполнены органично. Жаль, что ведущая концерта не уделила больше внимания Рахманинову. А.Изосимов - это хорошо, но и о Рахманинове не следует забывать. Ведь он классик отечественной музыки!"
Людмила Яковлевна Рашева (преподаватель фортепиано)
"Замечательный дуэт певица О.Петрова и пианистка Г. Сандовская! Можно слушать их ансамбль бесконечно. Тембр Олеси по богатству мне напомнил Образцову. Очень ярко прозвучали пьесы А.Изосимова из фортепианного цикла "Овечья музыка". Показалось, что эта музыка кинематографична, образна, зрительна. В этом, безусловно, есть заслуга Г.Сандовской. Пианистка вложила всю свою душу, всё мастерство. Браво! Это счастье для автора!"
Ольга Ивановна Егорова (композитор, преподаватель)
"Я запомнила певицу с красивым тембром голоса. Её исполнение очень эмоционально. Ансамбль О.Петрова и Г.Сандовская артистичен и выразителен. Манера Г.Сандовской своеобразна и особенно ярко в её исполнении прозвучали произведения петербургского композитора А.Изосимова. Пьеса "Архангел Михаил" оставляет впечатление".
Елена Сипачева (студентка фортепианного отделения)
Наверх