В. В. Азарова, доктор искусствоведения
Смысл как категория художественной концепции вокального цикла
А. Изосимова "Песни прекрасного пришельца" на стихи А. Тарковского, Новалиса, Э. Мёрике, Л. Уланда, А. Блока для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса и фортепиано.
В опубликованных музыкально-критических отзывах з. д. иск. России И. Шараповой,
д. иск. Г. Овсянкиной на вокальный цикл А. Изосимова авторы обращали внимание на связи художественного замысла этого произведения с эстетическими проблемами, в свете которых оно оказывается концепцией особого типа, основанной на совокупности принципов различных искусств (поэтического слова, музыки, "духовного зодчества"), вызвавшей появление многокрасочных образов живописи Светланы и Сабира Гаджиевых. К подробному исследованию особенностей музыкального стиля сочинений А. Изосимова, содержащих логически организованный интонационно-ладовый феномен "дышащий лад", обратилась музыковед-исследователь Н. В. Климова. Открытые композитором художественные идеи - "возможные миры" - не могут быть по достоинству оценены без готовности понять их в контексте историческом, современном и общечеловеческом.
Эпоха, в которую создавался вокальный цикл "Песни прекрасного пришельца", не обладала высоким духовным и культурным потенциалом. Рассмотрение произведения в контексте смысла как категории художественной концепции и общедоступного дискурса является целью автора настоящей заметки.
В основе художественного замысла вокального цикла лежит манифестация фундаментальных ценностей, раскрывающих сущность самой жизни. Это человеческая жизнь в целом - жизнь как смысловой феномен; личное отношение человека к миру; движение души к природе, к своему дому, к красоте. Концепция цикла "Песни прекрасного пришельца" всецело определяется нравственной чистотой и щедростью намерений запечатлеть "вечную благую сущность" в человеке (определение А. Изосимова). Это не означает, что в композиции исключаются антиномичная природа человеческого разума, многообразие отношений людей, взаимодействие таинственных стихий природы.
Феномен индивидуальности (голос автора) повсюду присутствует в вокальном цикле как одно из основополагающих творческих начал; индивидуальные поэтические миры неизбежно где-то сталкиваются и пересекаются, порождая возможные миры художественного смысла; эти миры и раскрывают различные аспекты композиторского замысла.
Воспринимая совокупность поэтических антиномий, внутренний мир слушателя заряжается той интеллектуальной организованностью, которая определяет самую сущность музыки А. Изосимова, сообщает ее содержанию высокий художественный смысл. Содержание вокального цикла "Песни прекрасного пришельца" синтезирует внешние и внутренние изменения жизни человека и природы, отрывает тайну творческого включения человека в постижение красоты. Итог этого процесса, как и ключевые моменты этапов формирования художественной концепции - почти неразличимы. Cовершенство самого явления на всем протяжении делает это сочинение своего рода чудом, и увидеть, как это чудо совершается, позволяют отдельные части цикла; художественное целое возникает как событие трансцендентное, в котором объединены временные и пространственные составляющие.
1.III.2008
|